Вернись-ка в младенчество и... повзрослей!


Учебный год в разгаре. И вместе с радостью познания, увы, нередко заявляют о себе проблемы успеваемости, поведения, взаимоотношений с учителями, сверстниками. И незамедлительно идут в ход родительские упреки, угрозы, наказания.

Но так ли уж ребёнок виноват в своих неуспехах? Попробуем в этом разобраться, чтобы затем сделать осознанный выбор между неэффективными, по большей части, «проработками» и реальной помощью.

Дети теперь другие.

По данным Института материнства и детства, 82 процента детей Москвы и Московской области рождаются с родовыми травмами, с поражением центральной нервной системы (ПЭП). К нарушениям внутриутробного развития, экстремальным условиям появления на свет (кесарево сечение, стимуляторы) прибавим не лучшую экологию и наследственность, искусственное вскармливание, а в дальнейшем - неразбуженные эмоции, результат замены живого общения виртуальным. Понятно, что первые «школьные годы чудесные» будут безоблачны у немногих.

Перечень проблем младших школьников мог бы занять не одну страницу. Чаще всего учителя и родители называют неустойчивое внимание и отвлекаемость, лень и неуправляемость, повышенную активность и медлительность (могут успешно сочетаться), быструю истощаемость и незаинтересованность в успехе. На пути к усвоению школьной программы - плохой почерк, монотонное чтение, «зеркальность» букв и цифр, сниженность слухового и смыслового восприятия речи и крайняя бедность последней.

К названным, в той или иной мере извечным бедам, прибавилась новая: традиционные методы коррекции, десятилетиями верой-правдой служившие педагогам, логопедам, психологам, сегодня зачастую не работают. Почему? Да потому, что изменился объект их приложения - дети. Причем, произнося расхожее «дети теперь другие», мы едва ли подозреваем - насколько. Другим - не таким, как у нас, - стал мозг ребенка.

Когда в своих дворовых компаниях мы играли в «казаки-разбойники», «штандор», «испорченный телефон», «колечко» - учились общаться и жить по правилам (по-научному - отрабатывали социальное поведение в ролевых играх). Когда в отсутствие телевизора вышивали рядом с мамой, «ездили» на папиных плечах или всей семьей вслух читали хорошие книжки, - развивались эмоционально.

Ныне ролевые игры вытеснены виртуальными, и, даже сидя рядом, играющие в них дети малоинтересны друг другу. Бабушки арины родионовны всегда-то были наперечет, а нынче и вовсе исчезли как класс, мамы же сказок не сказывают, колыбельных не поют - вечно заняты чем-то более важным. Так с чего бы оставаться прежними детскому мышлению, восприятию, поведению?

Откуда взяться нормальному психическому развитию, если его основа - эмоции, определяющие отношение личности к себе и к миру, - спят богатырским сном?

Одно утешение: есть современные методики, с помощью которых нейропсихологи могут восполнить недостающие звенья в развитии ребенка.

Вниманию родителей шестилеток!

Хорошо ли ребенок произносит слова? Сразу ли вас понимает? Может ли описать картинку? Скопировать рисунок? Завязать шнурки? Всё время отвлекается?

Он медлителен? Излишне активен? Имеет диагноз – синдром гиперактивности с дефицитом внимания? Агрессивен? Тревожен? Эмоционально неустойчив?..

Если какие-то из этих проявлений вызывают ваше беспокойство, покажите нейропсихологу своего без пяти минут первоклассника. Согласитесь, лучше снять остроту этих проблем до школы, когда к ним приба¬вятся еще и серьезные на¬грузки, новые требования, напряженный ритм жизни. Проконсультируйтесь, по поводу адаптации ребёнка к школе. У вас есть год, чтобы скорректировать имеющиеся проблемы.

Ваш ребенок станет собраннее, аккуратнее, тогда и в школе хорошим оценкам будете вместе радоваться.

Автор статьи: Елена Агашина


<Назад