Работа по устранению заикания


Речь является средством общения людей между собой и имеет исключительно важное значение для развития человека. Она служит для выражения мыслей, чувств, воли. Чтобы речь была легкой и свободной, необходима согласованность в работе всех речевых компонентов (речевое дыхание, звучание голоса, движение языка, губ, мягкого неба). Но, к сожалению, в жизни мы часто наблюдаем различные нарушения речи. Заикание является одним из таких нарушений.

В последние годы появилось большое количество детей, страдающих заиканием. Страдающих, это именно то слово, которое реально отражает положение дел. Страдает ребенок, так как не может свободно общаться со сверстниками, легко и понятно излагать свои мысли, описывать свои чувства и эмоции. Страдают его родители, бабушки и дедушки, наблюдающие эти муки общения своего любимого малыша с другими детьми. Помочь преодолению этих трудностей общения призваны специалисты — логопеды. При этом следует помнить, что устранение заикания не может быть делом только одного специалиста. Ни врач, ни учитель-логопед не смогут помочь, если сам заикающийся, а в нашем случае родители заикающегося ребенка (т.к. речь идет о дошкольниках и младших школьниках), не будут активны. Но активность эта должна быть грамотной!

Только совместно с родителями учитель-логопед может организовать процесс речевого общения ребенка таким образом, чтобы он проходил менее болезненно и со временем принес положительные результаты в борьбе с заиканием. К сожалению, многие родители не всегда понимают, что устранение речевого дефекта — длительный процесс и здесь важна заинтересованность всех членов семьи, которые находятся в непосредственном речевом общении с ребенком. Речь является средством общения людей между собой и имеет исключительно важное значение для развития человека. Она служит для выражения мыслей, чувств, воли. Чтобы речь была легкой и свободной, необходима согласованность в работе всех речевых компонентов (речевое дыхание, звучание голоса, движение языка, губ, мягкого неба). Но, к сожалению, в жизни мы часто наблюдаем различные нарушения речи. Заикание является одним из таких нарушений.

Заикание – одно из наиболее сложных нарушений речи. При заикании плавное течение речи нарушается запинками, остановками, повторением отдельных звуков, слогов и слов вследствие нарушения согласованных движений органов речи.

Чаще всего заикание возникает в раннем детстве, в возрасте 3 – 4 лет, когда речь ребенка еще неустойчива. Причины возникновения заикания различны. Это может быть испуг, болезнь, травма, подражание, неправильное воспитание и т.д. Работу, по устранению заикания, следует начинать сразу же при его возникновении. Иначе, возникнув в самом начале речевого развития, заикание постепенно закрепляется. С поступлением ребенка в школу оно лишает учащегося нормальных условий речевого общения и часто препятствует успешной учебе. Если и на этом этапе не уделить этому дефекту речи должного внимания, то с переходом из начальной школы в среднюю, кроме того, что заикание усиливается, к нему добавляются вторичные явления: заикающийся начинает стесняться своих запинок, осознавая неполноценность своей речи, замыкается, уходит в себя (логоневроз). И если в детстве дефект речи не вызывал никаких отрицательных эмоций, то подросток или уже взрослый человек начинают искать виновных в своей «неполноценности». Как правило, такими «виновниками» становятся родители, которые в свое время не проявили должного внимания к ребенку, не помогли ему справиться с трудностями, которые со временем только усугубились. Появляется застенчивость, смущение, мнительность, страх речи. С возрастом у заикающихся вырабатывается ряд уловок и сопутствующих движений, которые, по их мнению, помогают не делать запинок в речи. Пользы от таких уловок нет и быть не может. Заикание от этого не проходит.

Устранение заикания – длительный процесс и положительных результатов можно добиться только при заинтересованности и активном участии самого заикающегося. Но, разумеется, всем понятно, что ребенок-дошкольник, да и младший школьник, не в состоянии самостоятельно работать над речью. Работа эта нелегкая и длительная, поскольку речь идет о выработке нового навыка.

Навык – это автоматизированное действие. Всякий навык вырабатывается в процессе многократных, целенаправленных систематических тренировок-упражнений. С течением времени навык переходит в привычку, т.е. становится потребностью человека. Воспитание новых, полезных привычек требует времени и упорства!

Рекомендации
Начинать занятия с ребенком следует с организации охранительного режима молчания и строгого режима дня.

Строгий режим дня поможет успокоить ребенка и настроить на занятия.

Правильно организованный режим молчания создаст условия для затухания неправильной речевой привычки. Разговаривая с ребенком, взрослые должны говорить спокойным, тихим голосом, четко произнося слова, но, ни в коем случае не по слогам. Ребенок может говорить, произнося только одно-два слова.

Телевизор, компьютер, магнитофон включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики.

В период щадящего режима необходимо ограничить контакты ребенка с новыми для него людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими более впечатлительны, легко возбудимы и быстро истощаемы.

Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение детских праздников, театров, кинотеатров и т.д.). По этой же причине следует ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры.

Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка.

Щадящий речевой режим создается:
* ограничением речевого общения детей;
* примером спокойной, четкой речи взрослых;
* проявлением тонкого педагогического такта (особенно при исправлении речевых ошибок);
* организацией игр-молчанок.

Народная мудрость гласит: «Ни что не берется ниоткуда и не исчезает никуда». Ваши усилия обязательно увенчаются успехом! Приступайте к занятиям, включайтесь в совместный творческий процесс и результат не заставит себя ждать.
Верьте в успех и у Вас все получится.
Желаем Вам удачи!

Фридрих Ирина Алексеевна,
логопед высшей категории,
специалист Детского нейропсихологического центра «Добрые руки»


<Назад