Консультирование детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста


Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы.

Если в 2 – 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит.

Причины могут быть разными.

Речь достаточно сложный и энергоемкий процесс. Гораздо проще указать пальчиком, т.е. выразить свое желание жестом или движением, требовательным возгласом или плачем. Ребенок становится капризным, все чаще и чаще оставаясь непонятым. Во избежание таких ситуаций родители спешат предугадать его желания, предотвратить истерики. Следовательно, у ребенка нет необходимости и возможности говорить.

Ребенок научился говорить первые слова, называя окружающие его предметы или некоторые действия, например «дай», «ди» (иди) и т.п. Любящие родители с умилением смотрят на него, радуются, «договаривают» за него фразы, они ведь так хорошо понимают своего малыша. В таких условиях ребенку нет необходимости напрягаться и стараться «выразить свою мысль».

Ребенок растет смышленым, подолгу играет в «свои игры», партнеры в игре ему не нужны. Очень удобно, ведь мама в это время успеет сделать массу полезных и важных дел по дому. Однако такая ситуация, как правило, приводит к задержке речевого развития. «Сам себя» я очень хорошо понимаю, и собеседник мне не нужен.

Рекомендации
Ежедневно общаясь с ребенком, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

Для детей 1 – 2 лет
Важно развивать потребность в общении, внимание к речи окружающих, речевую память, умение и желание воспроизводить сначала речевые звуки, а затем и слова по подражанию.

Для детей 2 – 3 лет
Двухлетний малыш начинает осознавать себя в окружающем мире и уже нуждается в аудитории. Взрослым, общаясь с ребенком, надо научиться внимательно и с интересом слушать его. Постоянные вопросы «почему?», «как?», «кто?», «где?», «зачем?» не только развивают его любознательность. Они помогают найти темы для «разговора». И если взрослый станет терпеливо и подробно отвечать, то речь ребенка будет активно совершенствоваться и развиваться. Во время общения с ребенком важно сохранять эмоциональный контакт. Ласковые прикосновения, увлекательная «беседа» с сохранением зрительного контакта, внимательная и доброжелательная атмосфера игр и занятий способствуют воспитанию ребенка, развитию его речи.

1. Включать в предметные действия с ребенком активную речь. Например, показывая ребенку игрушку эмоционально и увлекательно рассказывать о ней. Совершать какие-либо действия с ней и проговаривать все, что делаете. Играя с игрушками-зверушками говорить от их лица, увлекая ребенка повторять слова вслед за ними.
2. Играть с ребенком по принципу сотрудничества – «давай вместе» и обязательно «обсуждать» условия игры, проговаривать все, что делаете. Выбирать такие игры, в которые нельзя играть одному. Например, футбол (игра в мяч) и т.п.
3. Говорить с ребенком «обо всем на свете». Читать ему книжки. Рассматривать картинки, показывая «кто» и «где». Рассказывать «что случилось» с героями истории и т.п. Одним словом «обсуждать» прочитанное.
4. Слушать с ребенком аудиозаписи, затем «обсуждать» услышанное.

Возраст «почемучек» еще не прошел, бесконечные вопросы все еще присутствуют в его жизни. В этом возрасте ребенок начинает хорошо улавливать интонации взрослых, его легко рассмешить или напугать. Поэтому, общаясь с ребенком, помните, что говорить надо спокойно, без раздражения и крика. Речь взрослого должна всегда звучать четко и ясно. «Беседуя» с ребенком, следует добиваться внятного произношения и от него.

Для детей 3 – 4 лет
Речь ребенка еще более совершенствуется, расширяется как пассивный (знаю слово), так и активный (знаю слово и употребляю его в своей речи) словарь. В высказываниях ребенка встречаются почти все части речи. Фразы грамматически правильно построены. Ребенок может классифицировать предметы, объединять их в группы. Например, он знает, что тарелка, чашка, блюдце, стакан – это посуда. И с этими предметами можно совершать различные действия. Налить в чашку чай, поставить стакан на стол, вымыть тарелку и т.п. Такие обобщающие понятия как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «домашние животные» у ребенка в этом возрасте уже сформированы. Большинство детей правильно произносят почти все звуки, но некоторые дети все еще испытывают определенные трудности. Если речь ребенка к четырем годам не чистая, неправильно произносятся звуки (один или несколько), твердые согласные смягчаются и т.п., следует обратиться к логопеду.

Для детей 4 – 5 лет
Наступил момент активного интеллектуального развития. В этом возрасте ему становится доступно усвоения абстрактных понятий. Ребенок учится применять эти понятия через игру. Например, понятие числа усваивается при пересчете ступенек на лестнице, когда он идет домой, пересчете чашек на столе – всем ли хватит и т.п. Активный словарь увеличивается, что позволяет ему точнее выражать свои мысли. Речь насыщена прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-под, из-за). Фраза становится сложнее (сложносочиненная, сложноподчиненная). Звукопроизношение на пятом году жизни значительно улучшается, т.к. подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков. Если ребенок к пяти годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации. Для развития слухового внимания отгадывайте с ребенком загадки. Для отработки темпа, плавности, ритма, выразительности речи – учите небольшие стихи, потешки, чистоговорки, считалки.

Для детей 5 – 6 лет
Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения. Рост количества слов в предложении следуем рассматривать как показатель развития мышления ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась естественно и легко, была грамотной ему необходимо постоянное доброжелательное общение с взрослыми. Беседуя с ребенком о прочитанной книге, просмотренном фильме взрослый имеет возможность исправлять речевые ошибки ребенка, а именно употребление падежных окончаний, предлогов, согласование слов в предложении и т.п. Задавайте ребенку такие вопросы по содержанию, отвечая на которые он должен будет давать подробные ответы. Переспрашивайте, уточняйте, анализируйте поступки героев, предполагайте и размышляйте вместе, «а что было бы, если…»

В повседневной жизни предлагайте ребенку активно комментировать что он делает сейчас, что будет делать потом и т.п. Читая ребенку художественные произведения, следите за выразительностью своей речи, ведь он очень тонко чувствует все нюансы. Образец вашей речи будет воспитывать у него потребность в выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окраску, поможет говорить неторопливо и внятно. Ребенок научится изменять звуковую окраску голоса, т.е. говорить грустно или весело, повышать или понижать голос, делать паузы.


<Назад