Логопедическое сопровождение и коррекция младших школьников


имеющих:
- дислексию (специфические ошибки чтения);
- дисграфию (специфические ошибки письма).

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев, родители правы, но подчас за этими проявлениями стоят более серьезные вещи, связанные с физиологическими, психологическими, неврологическими и речевыми проблемами. Трудности в овладении навыками письма и чтения называют дисграфией и дислексией. И если есть что-то одно, то часто имеется и другое.

Слово «Дисграфия» происходит от греческих "дис" – затруднение, нарушение, отклонение от нормы и "графо" - писать, изображать). Дисграфией называют частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся специфические ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, многочисленные грамматические ошибки при письме.

К дисграфии может привести банальное нарушение звукопроизношения: ребёнок не может произнести какие-то звуки и выпускает их при письме. В результате, вместо «палка» - пишут «пака», вместо «дорога» - «доога». Нередко дети заменяют одни звуки другими или путают их при произношении. На письме это тоже выливается в ряд ошибок: вместо «шишки» пишется «сыски», вместо «рыба» - «лыба», вместо «шоссе» - «соше».

Одной из частых причин дисграфии является нарушение фонематического слуха. В таких случаях дети не различают звонкие и глухие звуки, твёрдые и мягкие согласные, а также близкие по звучанию или артикуляционному укладу звуки. В результате появляются такие ошибки: вместо «пыль» - «пиль», вместо «зелень» - «селень», вместо «чистит» - «тистит».

Малый словарный запас детей, неумение находить связи между словами затрудняет подбор проверочных слов. Например, ребёнок не чувствует родства слов «лес» и «лесник», поэтому пишет «лисник».

Если ребёнок с трудом произносит слова со сложной слоговой структурой: стрекоза, водолаз, бегемот, сковорода, пропускает в них слоги, меняет местами слоги и звуки, - с большой вероятностью можно сказать, что эти же ошибки будут переноситься в письмо.

Мы часто посмеиваемся, слыша, как ребёнок говорит: «Я ходил с папом в кино». Или: «Ешь суп ложком». Но, если трехлетний ребенок говорит "ем ложком" (по аналогии с "режу ножом"), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного, то для ребёнка 5-6 лет это физиологически неоправданно. В дошкольном возрасте необходимо устранять ошибки в устной речи детей, связанные с неправильным употреблением падежных окончаний и, при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же ошибки у ребёнка носят стойкий характер, не устраняются после Ваших указаний, следует обратиться к логопеду, который поможет Вам разобраться в характере речевых ошибок, устранить их или значительно снизить их количество.

Иногда у детей наблюдается неправильное написание букв. Они путают письменные буквы: «б» и «д», «и» и «ш».

Иногда встречается, так называемое, «зеркальное письмо», когда ребенок пишет буквы, действительно, как бы отраженные в зеркале. Это может быть связано с нарушением зрительного или пространственного восприятия.

Дислексия (от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется непостоянно, избирательно, иногда при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв и слогов в словах; слов во фразе, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, нечёткое прочитывание окончаний, невысокая скорость чтения. Причём, мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии. У детей нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста. В результате, они испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста.

В последнее время причиной дислексии является неоправданное требование учителей иметь высокую скорость чтения, без учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Важно обращать внимание на слитное прочтение слов, проговаривание всех звуков и слогов, а также – осознание смысла прочитанного текста.

Итак, наши рекомендации:
Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться некоторых моментов:

• использовать позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрять успехи ребенка;
• предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
• устранять нарушения звуков, следить за их правильным произношением в речи;
• при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном);
• при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить – хорошо, если это будут «схожие» буквы);
• вводить медленное (внимательное) списывание текста;
• многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
• придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.

Быстро устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Терпение и систематическая работа обязательно дадут положительный результат.


<Назад