Помощь при заикании


При кажущейся со стороны простоте проблемы с заиканием, справиться с ней не так просто. Большинство логопедов предпочитают не брать в работу детей с заиканием. И этому есть вполне обоснованное оправдание: никакое из имеющихся нарушений речи не связано так с обстановкой в семье и не зависимо так от окружающего пациента мира, как заикание. Кроме того, именно заикание является самым непостоянно проявляющимся дефектом, с явлениями рецидива и ухудшения состояния в разгар коррекционной работы, когда, казалось бы, оно должно исчезнуть окончательно и бесповоротно.

Однако помочь детям с заиканием или с логоневрозом возможно. И не последнюю роль в этом могут сыграть окружающие заикающегося ребёнка близкие, а также – он сам.

Первое, что нужно помнить: проявления заикания всегда связаны с несовершенным функционированием нервной системы. Часто родители, рассказывая о причинах появления заикания у ребёнка, говорят: «Его собака напугала». Однако собаки «пугают» многих, а заикание возникает далеко не у всех.

Прежде всего, нужно вспомнить, не было ли у Вашего ребёнка каких-либо отклонений в ранние сроки развития, в первые годы жизни. В это время начинает более активно функционировать нервная система ребёнка, реагируя на окружающую среду. Благодаря общению с близкими людьми у малыша появляются первые речевые реакции. У некоторых детей речевое развитие происходит несколько быстрее, чем определено возрастной нормой, у других – медленнее. К сожалению, для прогноза появления заикания оба варианта не очень благоприятны. Радость и тщеславие родителей, перегружающих своих детей в 2-3 года информацией, разучивающих с ними непомерно большие стихотворения, часто и довольно жестоко наказывается природой появлением у «одарённых» малышей заикания. Аналогичная картина может возникнуть и при форсированном устранении задержки речевого развития. Причина этого – несовершенство моторики ребёнка, невозможность управлять речевыми органами в соответствии с имеющимися желаниями и потребностями.

Вторая причина, которая часто приводит к появлению заикания – стрессовое состояние. И особенно – хроническое. Ссоры в семье, разные требования к детям, предъявляемые родителями, например: со стороны отца – суровые, со стороны матери – излишне мягкие; чрезмерная строгость учителя и нежелание учитывать реальные возможности и психические особенности ребёнка тоже могут спровоцировать появление заикания.

Очень часто заикание может спровоцировать быстрая речь ребёнка или окружающих его взрослых. Старайтесь сами говорить медленнее, чётко проговаривать слова, не «глотая» окончаний – показывайте пример ребёнку. А если тот прибежал к вам и, захлёбываясь, рассказывает о своих впечатлениях, деликатно остановите его, сошлитесь на неотложное дело, а минут через 5-10, когда малыш успокоится, вернитесь к разговору. Попросите его говорить спокойно, не торопясь. Объясните ребёнку, что так Вы лучше понимаете то, о чём он говорит.

В речи заикающихся людей специалисты выделяют судороги. Именно они и мешают говорить. Судороги подразделяются на клонические, когда пациент повторяет звуки или слоги (ка–ка–карандаш) или тонические (кА…..рандаш). Во время их человек как бы застывает на какое-то время не в силах что-либо произнести. Могут наблюдаться также смешанные судороги. Судороги возникают в артикуляционном, голосовом или дыхательном аппарате.

И только специалист поможет разобраться в причинах и месте их появления, в особенности протекания, а также подсказать способы, которые помогут Вам или Вашему ребёнку избавиться от подобных проблем.

Дерунова Татьяна Юльевна
К.п.н, логопед высшей категории


<Назад