Программы нейропсихологической коррекции представляют собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные проблемы, мешающие их адаптации в социуме, но в целом по уровню их развития близкие к здоровым сверстникам или демонстрирующие нижнюю границу «нормы». Это дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной заторможенностью и расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственной организации и т.п.
Занятия проводятся в игровой форме с детьми дошкольного возраста, незначительно отстающими в психомоторном (в том числе речевом) развитии и с детьми школьного возраста, неуспевающими по основным школьным предметам и имеющими проблемы с поведением.
Все упражнения и задания, сопровождаемые стихотворной речью, привлекают внимание ребенка, превращают занятие в увлекательную игру, создают благоприятный эмоциональный фон. Рифмованная и ритмичная речь хорошо понятна детям этого возраста и легко ими воспринимается. Маленькие тексты, читаемые во время выполнения упражнений, учат ребенка прислушиваться, понимать смысл речи, тем самым повышая речевую активность и самого ребенка. Упражнения, развивают умение подражать взрослому, концентрировать свое внимание и контролировать свои движения. Через игру и движение развивается и укрепляется память ребенка, его воображение, ребенок учится переключаться с одного движения на другое, чувствовать свое тело и управлять им. Его движения становятся более точными и координированными.
Каждое занятие включает в себя 4 основных блока упражнений:
Упражнения двигательного репертуара
а также программы:
«Развитие пространственных представлений».
Программа помогает ребёнку последовательно освоить все уровни пространственных представлений, необходимых для успешного усвоения основных дисциплин школьной программы (письмо, чтение, математика и др.);
«Рисование двумя руками».
Программа направлена на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю. По окончании основного коррекционного курса предлагаются занятия по развитию познавательной сферы и коммуникативных навыков.
Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий
Цель программы нейропсихологического сопровождения развития детей: воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ).
Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.
Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.
Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ.
Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Коммуникативные навыки. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества.
Общая структура занятий
I. Ритуал приветствия. Маркировка пространства.
II. Основная часть. Система двигательного развития ребёнка по «методу замещающего онтогенеза»
с поэтапным включением всех 3-x уровней воздействия.
1. Дыхательные упражнения. Формирование произвольной саморегуляции. Формирование реципрокной координации.
2. Глазодвигательные упражнения. Расширение полей зрительного восприятия. Развязывание синкинезий глаза-язык.
3. Растяжки. Упражнения способствующие оптимизации общего тонуса тела. Повышение энергетического потенциала.
4. Упражнения двигательного репертуара. Развитие двигательной сферы.
Формирование реципрокной координации. Развязывание синкинезий глаза – язык – руки - ноги.
5. Релаксация.
6. Игры и упражнения, направленные на развитие целостного образа тела. Ориентировка в пространстве.
7. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
8. Игры и упражнения направленные на развитие когнитивной сферы.
9. Игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания.
10. Игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации.
11. Игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, меткости.
III. Обсуждение занятия, домашнее задание.
С 1 по 10 занятие:
Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
Задачи:
1. Маркировка пространства. Маркировка левой руки.
2. Обучение правильному дыханию. Оптимизация газообмена и кровообращения. Вентиляция всех участков лёгких.
Массаж органов брюшной полости. Концентрация внимания. Релаксирующее воздействие.
3. Глазодвигательные упражнения. Прослеживание предмета на различных плоскостях.
Расширение объёма зрительного восприятия.
4. Специальные упражнения на растягивание. Мягкое растяжение мышц. Работа с патологическими ригидными
телесными установками. Проработка «проблемных» зон (преодоление мышечных дистоний, зажимов).
Развитие целостного образа тела.Развитие умения контролировать свой мышечный тонус.
С 11 по 18 занятие:
Цель: Формирование операционального обеспечения психических процессов.
Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий.
Задачи:
1. Формирование сенсомоторных взаимодействий.
2. Формирование пространственных представлений. Развитие ориентации в пространстве.
3. Формирование навыков внимания. Развитие шумозащиты.
4. Развитие тонкой моторики рук.
5. Развитие целостного образа тела. Освоение телесного пространства.
6. Развитие ловкости, меткости.
7. Развитие зрительно-моторной координации.
8. Развитие навыков сотрудничества.
С 19 по 24 занятие:
Цель: Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.
Развитие ВПФ.
Задачи:
1. Развитие внимания, абстрактно-логического и образного мышления.
2. Развитие переключаемости.
3. Развитие зрительной и слухоречевой памяти.
4. Развитие навыков сотрудничества. Умение договариваться.
5. Причинно-следственные отношения. Последовательность.
6. Ритуалы, правила игры и роли. Коммуникативные навыки.
7. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль.
На всех этапах предлагаются развёрнутые инструкции, формирующие у ребёнка способность создания собственной целостной и непротиворечивой программы поведения. А в дальнейшем в применении им усвоенного алгоритма для планирования и оценки деятельности других и регулирования собственной деятельности.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов происходит с учётом динамики индивидуальной или групповой работы.
Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации недостаточности, имеющейся у ребёнка.
Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу смежных методов. Межпредметные связи с педагогикой, логопедией, нейрофизиологией, возрастной психологией, этологические психотехники, используемые в детском возрасте, позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Они помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребёнка, предупредить аномальное развитие его личности.
Система психомоторной коррекции таких детей это не только коррекция, это система их развития, и в плане подготовки к школе, и в плане дальнейшего обучения, и их поведения, и их успешности в дальнейшей жизни.