Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций. Высшие психические функции по-другому называются когнитивные или познавательные.
К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие, зрительное, слуховое, тактильное познание и восприятие окружающего мира), праксис (целенаправленные действия, сложные скоординированные двигательные навыки), речь (устная и письменная), память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка, интеллект и др.
Когнитивные функции отвечают за самые сложные виды деятельности головного мозга; за физическое, психическое и эмоциональное взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой; за мыслительные процессы, за возможность реализовывать себя. В конечном счете, когнитивные функции определяют личность человека. Они не являются врожденными, а формируются в течение жизни в результате приобретения человеком индивидуального опыта под влиянием различных факторов внешней среды.
Программа «Коррекция и развитие когнитивных функций (познавательных процессов) у детей дошкольного и младшего школьного возраста» - направлена на развитие различных типов восприятия, памяти, пространственных представлений, внимания, развитие мелкой моторики и формирование первичных графических навыков и др. Программа используется как самостоятельная, а также как продолжение курса нейропсихологической коррекции (2-ой этап) и содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы и включает в себя:
- коррекцию и развитие когнитивной сферы;
- установление доверительной атмосферы в группе;
- создание психологически комфортных условий для снятия страхов и тревожности, повышение самооценки;
- обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по команде;
- развитие творческих и коммуникативных способностей;
- воспитание интереса к совместной деятельности;
- воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе.
Все познавательные процессы важны в жизни человека, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их развитием нужно заниматься с детства, поскольку именно этот период является наиболее восприимчивым (сенситивным). Основа когнитивного развития, которая в дальнейшем помогает сформировать разностороннюю личность, закладывается еще в дошкольном возрасте. Именно в онтогенезе появляются предпосылки универсальных учебных действий, процессы приобретают произвольность, в результате чего обучение в школе не вызывает сложностей.
В результате систематических занятий у детей увеличивается объем памяти, развивается внимание, формируются графические навыки, воспитывается уважение к себе и товарищам, развивается умение работать в группе, повышаются творческие и коммуникативные способности. Регулярные занятия в группе приучают детей сосредоточенно работать в течение определенного времени. Их деятельность становится более направленной. Все задания выполняются по программе - ребёнок должен выполнить задание по программе и не сбиться с неё.
Программа «Жизненные навыки»
(обучение детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях) направлена на развитие коммуникативных навыков, расширение адаптационных возможностей, на формирование положительной оценки себя и своих способностей, формирование навыков и умений выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей, выходить из трудных ситуаций, преодолевать стрессы, противостоять влиянию сверстников, вежливо относиться друг к другу, строить дружеские отношения.
1. Тема: «Я». «Моя семья». Помочь детям лучше понять свою неповторимость, способствовать формированию позитивного представления о себе. Помочь ребёнку почувствовать свою принадлежность к своей семье.
2. Тема: «Умение слушать». Помочь детям научиться различать хорошее и плохое. Умение слушать, понять, что значит «уметь слушать», отработать навыки слушания.
3. Тема: «Дружба». Что такое дружба, друг, определение того, какие умения нужны, чтобы завязать дружбу. Почему нужен друг? Что нужно, чтобы знакомство перешло в дружбу? Формирование представления о необходимости поддерживать дружеские отношения, прилагать какие-то усилия для их развития. Обсуждение возможности разрыва дружеских отношений. Обсуждение умений, необходимых для переживания стресса, связанного с потерей друга.
4. Тема: «Общение». Дать представления о различных видах общения и основах правильного общения.
5. Тема: «Что мне полезно, что мне вредно». «Вредные привычки». Помочь детям научиться различать, что им полезно, что им вредно. Познакомить детей с некоторыми последствиями вредных привычек.
6. Тема: «Съедобное и несъедобное». «Что можно и что нельзя пробовать». Научить детей различать, что можно и что нельзя пробовать на вкус, научиться правильному употреблению лекарств и отказу от неправильного их употребления.
7. Тема: «Кому я могу доверять, к кому обратиться за помощью». Помочь детям определить тех людей, которым они могут доверять в разных ситуациях, к кому могут обратиться за помощью.
8. Тема: «Опасность». «Действие имеет последствия». Научить детей избегать опасных ситуаций. Научить детей оценивать последствия, прежде чем принимать решения.
9. Тема: «Умение отказываться». Научить детей отказываться в ответ на предложение сверстников или взрослых сделать что-то, что для них вредно или опасно. Обсуждение проблем, возникающих при общении с взрослыми, поиск возможных путей решения этих проблем, отработка умения вставать на чужую позицию, менять точку зрения.
10. Тема: «Эмоции». Познакомить детей с разнообразием испытываемых людьми эмоций (чувств), помочь им научиться распознавать эмоции других людей и выражать свои.
11. Тема: «Негативные эмоции». Как справиться с неприятными эмоциями. Научить детей некоторым способам совладания с негативными эмоциями (злостью, тревогой, раздражением).
12. Тема: «Права человека на уверенность в себе». Знакомство с правами человека на уверенность в себе, отработка умения разбирать ситуации, оценивая своё ошибочное суждение, ведущее к неуверенности.