Статьи

Он пришел в этот мир, чтобы быть любимым...

Здоровыми, успешными, счастливыми мечтают видеть своих дочерей и сыновей все мамы и папы. Но всегда ли правильно ведут себя, если вымечтанная картинка упорно не желает складываться из-за реальных проблем, зачастую возникающих у ребенка уже в нежном возрасте, обостряющихся в начальной школе? Есть ли специалисты, которые помогли бы взрослым посмотреть в корень этих проблем, а детям — их преодолеть?..

На первый вопрос с сожалением ответим «нет». Зато на второй — с облегчением и надеждой — «да»! И отправимся в Чертаново Северное, где уже несколько лет успешно работает служба, знать о существовании которой полезно ВСЕМ родителям. Без исключения.

Без вины виноватые?

Но сначала очертим круг проблем, как правило, преследующих дошколят, младших школьников. И заметим: в том или ином наборе и качестве они могут быть свойственны как детям, прочно (нередко ошибочно) занесенным школой, медициной в разряд «трудных», «необучаемых», так и, на обычный взгляд, в целом благополучным.

Итак, наш ребенок: медлителен или слишком активен;

имеет проблемы с памятью;

плохо усваивает учебный материал;

не сразу нас понимает, не сразу откликается;

при письме, рисовании двигает ногами, языком;

пропускает и путает буквы, пишет их зеркально;

не может описать картинку, скопировать рисунок;

невнимателен, часто отвлекается, быстро устает;

с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;

пишет, рисует левой рукой...

Отставание во многих видах деятельности от класса (группы), повышенная возбудимость или, напротив, заторможенность, небрежность при письме, неумение сосредоточиться... Досадно, что и говорить. Но повод ли, чтобы бить тревогу, обращаться к специалистам? Так полагает большинство родителей, списывая неблагополучие на трудности роста (мал еще, подрастет — поумнеет, «соберется»!), возможно — на недостатки воспитания. И вне всякого сомнения — на элементарное нежелание отпрыска «хорошо себя вести» дома или в детском саду и «выполнять все требования учителя» в школе. Подручный метод воздействия известен — хорошая взбучка. «Ты — непослушный, неуклюжий, шумный, упрямый!» — выговариваем мы малышу. «Ты — невнимательный, нестарательный, неаккуратный, бестолковый, ленивый!» — выдаем полный набор отрицательных характеристик — школьнику.

И, свято веря, что ребенок «сам виноват», и что со временем все «само собой устаканится», дважды ошибаемся. Специальное обследование неумолимо выявляет индивидуальные особенности развития, нуждающиеся в коррекции. К сожалению, сегодня это относится к подавляющему большинству детей.

Рожденный, ползай!

В последнем убеждает обширная практика детского нейропсихологического центра «Добрые руки» . С помощью специальных нейропсихологических методов тестирования здесь тщательно обследуют детей (для ребенка это — череда увлекательных заданий и упражнений), анализируя состояние базовых психических функций организма — памяти и внимания, восприятия и мышления, движения и воображения. И практически у каждого, за редким исключением, выявляют несформированность некоторых зон головного мозга — источник проблем развития. Понятно, что на поведении ребенка, на школьной успеваемости это сказывается не лучшим образом. Как ясно и то, что уж он-то в этой своей беде меньше всего виноват...

Нейропсихолог Валентина Колганова:

— «Виноваты» участившиеся ныне патологии беременности и родов, следствием которых становится поражение центральной нервной системы плода. Причем если серьезные, очевидные нарушения у новорожденного сразу же получают диагноз «родовая травма», то более легкие на первом году жизни незаметны и проявляются значительно позже — трудностями поведения и обучения, речевыми нарушениями, различными видами невротических реакций. Между тем детишек с «легкими» нарушениями большинство, именно они и составляют до 90 процентов детсадовских «неумех», неуспевающих школьников.

«Виновато» также нередко встречающееся нарушение последовательности этапов двигательного развития младенца. В норме он проходит родовые пути — лежит на спине — поворачивается на один и другой бок — переворачивается на живот — ползает по-пластунски — поднимает руки, упирается — поднимает голову и охватывает взглядом пространство — садится — ползает на четвереньках — встает с помощью рук, потом без — ходит с помощью взрослого, потом самостоятельно. При этом на каждом этапе «запускаются» важнейшие механизмы, образуются новые функциональные связи, ребенок без искажений воспринимает пространственную сферу. Но малейший сбой в этой последовательности, пропуск какого-то этапа пагубно сказываются на развитии мозга. Допустим, малыш не ползал, а сразу встал, пошел — жди проблем с координацией движений, чтением и письмом, речевым развитием...

Резюмируем сказанное. Показать специалистам центра дошкольника, младшего школьника стоит в любом случае. И особенно при наличии факторов риска (родился через кесарево сечение; получил родовую травму; не ползал вовсе или мало и только назад; часто болел, принимал антибиотики; получил общий наркоз; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус, ходит на цыпочках; имеет травмы головы, частые бытовые травмы).

Зная, как на первом году жизни проходило двигательное развитие малыша, нейропсихологи с большой степенью вероятности спрогнозируют трудности, с которыми он столкнется в школе, а родителям младшеклассника, на хрупкие плечи которого проблемы уже навалились, откроют истинные причины преследующих ребенка неудач.

Согласитесь, уже немало. Но далеко не все.

Ребенку — коррекцию, маме — «шоковую терапию»

Обнаружить неблагополучие, на что направлена проводимая в центре диагностика психических функций у детей, — лишь полдела. Преодолеть его — вот главная задача. И она выполнима! Эффективная методика (автор — профессор, кандидат психологических наук Анна Семенович) — специальный комплекс тестов, коммуникативных игр, упражнений, дыхательной и глазодвигательной гимнастики — позволяет «вернуть» ребенка в первый год жизни и заново выстроить его двигательное развитие — на сей раз полноценно, без губительных пропусков. В итоге улучшается его память, нормализуются процессы мышления и восприятия, он становится более ловким, эмоциональным, коммуникабельным, более успешным в учебе, в окружении сверстников.

Валентина Колганова:

— Нужно всерьез настроиться на занятия: они займут несколько месяцев. Причем как самим ребятам, так и родителям, которым предстоит освоить и делать дома с сыном или дочкой специфические развивающие упражнения. Да-да, работать нашему подопечному предстоит не только в группе с другими детьми, но и дома, что требует от его семьи терпения и поддержки. Ежедневно! Награда — добрые перемены. У ребенка появляются хорошие оценки, улучшаются отношения с окружающими, вырастает самооценка, возникает стремление к успеху. Когда по окончании коррекционного курса мы делаем повторное обследование и сравниваем его с первичным, порой сами удивляемся. И радуемся вместе с ребенком и его семьей.

Кстати, о семье. В ряду задач, которые призван решать детский нейропсихологический центр, — просвещение и психологическая поддержка родителей. Знание — сила. Поэтому на семинарах-тренингах папы и мамы учатся лучше понимать детей и грамотно управлять их реакциями (от капризов и плаксивости до упрямства и враждебности), вооружаются поведенческими методами выстраивания достойных взаимоотношений со своими чадами.

Важный момент работы со взрослыми — помощь в осознании их собственных проблем. Нередко мы создаем эти проблемы своими руками, а «виноваты» — дети. В стремлении открыть нам глаза, безжалостные психологи не исключают «шоковой терапии». Легко представить, что чувствует мать любимого, но не самого успешного, а потому из лучших побуждений «затюканного» ею ребенка, когда он громко и торжественно адресует ей такой текст: «Я пришел в этот мир, чтобы быть ЗДОРОВЫМ! Я пришел, чтобы быть СЧАСТЛИВЫМ! Я пришел, чтобы быть ЛЮБИМЫМ!»

Многие, говорят, плачут. И благодарят за пережитый шок. И — есть надежда —начинают ЛЮБИТЬ своих детей как-то иначе.

Поделись улыбкою своей...

В завершение несколько рекомендаций нейропсихологов — родителям. Играйте с детьми! Любые совместные, особенно подвижные, игры с обилием правил эффективно скажутся на развитии у ребенка внимания, целеполагания, самоконтроля.

Предложите изобразить героя любимой сказки — Вини Пуха, Дюймовочку, Железного Дровосека, Тянитолкая... А потом попросите рассказать о телесных ощущениях, мыслях и чувствах, пережитых в образе.

Обсудите с ребенком, что он обычно делает после того, как проснулся, чем занимается потом и т.д. Схематично изобразите распорядок дня, укажите четкое направление хода времени. Попросите рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия и предлоги: утром, днем, вечером, ночью; сначала, потом, раньше, позже; часто, редко, перед, до, после и т.д.

Можно увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов, или выкладыванием повторяющихся узоров с помощью мозаики. Постепенно подводите его к более плавному выполнению таких заданий: гармонизация движений — двигательная «мелодия», ловкость, точность — залог многих будущих достижений.

Занимаясь с ребенком, не прячьте от него свои эмоции — улыбайтесь, удивляйтесь, проявляйте интерес, восторг! Детей привлекает все новое, яркое, необычное — возьмите же на себя руководство их вниманием, вовлекайте их в разнообразные виды деятельности, развивающие фантазию, эмоции, умения.

Давая задание ребенку, помните: инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Занимайтесь с ребенком не от случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться его успехами и проблемами в детском саду, в школе. Всегда подчеркивайте, что очень цените его старания. Именно старания, труд, а не оценки.

А уж если пойдут одни «пятерки», — почему бы не порадоваться!

Елена АГАШИНА