Статьи

Назад в будущее

Начало учебного года – это конечно, и праздник, и радость. Но для первоклассников – еще и проверка на готовность к школе. Для детей чуть постарше, успевших столкнуться с проблемами, - испытание с продолжением. И вполне понятная тревога для родителей тех и других: что-то будет?

По данным Института материнства и детства 84 процента детей Москвы и Московской области рождаются с родовыми травмами, с предрасположенностью к патологии головного мозга. К нарушениям внутриутробного развития, экстремальным условиям появления на свет (кесарево сечение, стимуляторы – не редкость) прибавим не самую лучшую экологию и наследственность, искусственное вскармливание, а в дальнейшем – неразбуженную эмоциональную сферу, результат замены живого общения виртуальным. И с высокой степенью вероятности можем утверждать: первые «школьные годы чудесные» будут безоблачными у немногих.

Перечень проблем младших школьников мог бы занять не одну страницу мелким почерком. Общие, чаще всего называемые родителями и учителями,- неустойчивое внимание и отвлекаемость, лень и неуправляемость, повышенная активность и медлительность (могут успешно сочетаться), быстрая истощаемость и незаинтересованность в лучших результатах. Среди более частых трудностей на пути к усвоению учебной программы - плохой почерк, монотонное, без смысловых ударений чтение, «зеркальность» букв и цифр, сниженность слухового и смыслового восприятия речи и крайняя бедность последней…

К названным бедам, в той или иной мере имевшим место и в прошлые, не столь отдаленные времена, прибавилась еще одна. Традиционные педагогические приемы и методы коррекции, которые десятилетиями верой-правдой служили учителям, логопедам, психологам, сегодня зачастую не работают. Почему? Да потому, что изменился объект их приложения – дети. Причем с сожалением, а то и с осуждением произнося расхожее «дети теперь другие», мы едва ли подозреваем – насколько ДРУГИМ – не таким, как у нас, стал мозг ребенка.

Когда мы в своих дворовых детских компаниях играли в «казаки-разбойники» и «штандор», «испорченный телефон» и «колечко», - учились общаться и жить по правилам (по-научному – отрабатывали социальное поведение в ролевых играх), тренировали память и внимание. Когда в отсутствие телевизора вышивали рядом с мамой, «ездили» на папиных плечах или всей семьей вслух читали хорошие книжки – развивались эмоционально.

Ныне ролевые игры вытеснены виртуальными, и даже сидя рядом, играющие в них дети меньше всего интересны друг другу. Бабушки арины родионовны всегда-то были наперечет, а сегодня и вовсе исчезли как класс, мамы же сказок не сказывают, колыбельных не поют – вечно заняты чем-то более важным. Папам бы поиграть со своим малышом с сопутствующим хохотом, радостными визгами, уютными обнималками. Но нет. Папа если уж занимается наследником, то, исключительно обучая его грамоте по методу Монтессори с двух лет – у такого папы не забалуешь.

Так с чего бы оставаться прежними детскому поведению, мышлению восприятию? Откуда взяться нормальному психическому развитию, если его основа – эмоции, определяющие отношение личности к миру и себе,- спят богатырским сном?

Одна радость: существуют современные методики, с помощью которых можно восполнить недостающие звенья в развитии ребенка.

Ползать раньше, чем...

… вставать, ходить!

Как утверждает руководитель нейропсихологического центра клинический психолог Валентина Колганова малейшее отклонение от этого сценария на первом году жизни чревато для ребенка теми неприятностями, о которых мы сказали выше. И маме, с гордостью заявляющей: «Он у меня и не ползал – сразу пошел!», впору не радоваться, а приготовиться к тому, что пропуск малышом в нежном возрасте важного этапа развития позднее может обернуться проблемами поведения, обучения, общения.

Впрочем, именно в этом грустном случае специалисты и готовы оказать поддержку. Родителям они советуют не падать духом, не опускать руки, а смело обращаться к специалистам, которые успешно работают с проблемными детьми.

Спешим успокоить тех мам и пап, кого смутило впервые, быть может, встретившееся слово «нейропсихологический». Нейропсихолог - это специалист, который с помощью особых методов психологического тестирования анализирует состояние психических функций у детей. А, выявив то или иное неблагополучие, связанное с несформированностью некоторых зон головного мозга, применяет систему коррекции, позволяющую справиться с проблемами. В данном случае в центре используется эффективный метод «замещающего онтогенеза» профессора, кандидата психологических наук Анны Владимировны Семенович.

В специальный комплекс нейропсихологической коррекции входят всевозможные игры, упражнения - растяжки, снимающие напряжение в мышцах; дыхательная гимнастика, благодаря которой мозг обильно насыщается кислородом; глазодвигательная гимнастика, расширяющая поля зрительного восприятия; различные виды ползания - на животе и коленках, четвереньках и спине.

Кроме последнего, все упражнения выполняются в трех, последовательно осваиваемых младенцами положениях: лежа, сидя, стоя. Так удается «вернуть» ребенка в первый год жизни, чтобы он прожил все этапы развития,- и тем самым восстановить такие жизненно важные психические функции, как память и внимание, восприятие и мышление, движение и воображение. К тому же формируется непререкаемый показатель личностного роста – произвольная саморегуляция, то есть способность к самоконтролю и целеполаганию. Обладатель этих драгоценных качеств способен самостоятельно выстраивать свои жизненные программы, и попробуй, сбей его с жизненного пути!

- Дети на наших занятиях получают огромное удовольствие, тем более что упражнения чередуются с коммуникативными играми, – говорит Валентина Станиславовна - А присутствие мам на занятиях приносит двойной эффект: во-первых, они осваивают упражнения, которые предстоит делать с ребенком дома, а во-вторых, теплее становятся их отношения с детьми. Хочется призвать родителей: не оставляйте без внимания проблемы дошколят, младших школьников, не оставайтесь с этими проблемами один на один. Не ругайте детей за ошибки, в которых они, скорее всего не виноваты, а помогите им изменить ситуацию. Ребенок должен быть здоров, счастлив, успешен – и мы беремся в этом помочь…

ЕЛЕНА АГАШИНА